Нарушение авторских прав на маркетплейсах

Нарушение авторских прав на маркетплейсах

Далеко не каждый понимает ответственность за нарушение авторских прав. А тем временем кража интеллектуальной собственности расценивается на законодательном уровне не менее жестко, чем воровство личных вещей. Поэтому всем предпринимателям, развивающим свой бизнес на маркетплейсах, важно знать – что можно, а что нельзя заимствовать у конкурентов. И какая ответственность может иметь место, если нарушить эти правила.

Что считается нарушением авторского права?

Если говорить просто – это присвоение себе чужого. Здесь речь идет о чем-то, что другой поставщик сделал сам – например, фотографии или описания товаров. Но важно понимать, что не всё копирование может считаться нарушением авторского права.

Например, вы продаете расчески для волос. Вы заказываете их у другого крупного поставщика, который работает только с оптовыми продажами и сам на маркетплейсы не выходит. При продаже вам расчёсок, поставщик разрешает брать его фото с сайта для дальнейших публикаций и продаж – здесь нарушения закона нет.

Но вот если вы увидите на просторах маркетплейса другого розничного поставщика, который как и вы оптом закупился расческами и сделал свои фото товара – у него копировать картинки уже запрещено! Те фотографии, которые конкурент сделал для развития собственного бизнеса, принадлежат только ему. Использование – наказуемо  (ст. 152.1 ГК РФ)

А можно ли брать материалы известных брендов?

На самом деле неважно, берете вы фото/текст/логотип крупного поставщика или мелкого конкурента – суть одна и та же. Важно, есть у вас разрешение на использование материалов! Например, если вы перекупаете у известного бренда продукцию, при этом являясь распространителем, вы получаете право на использование материалов для продвижения. Если такого права вы не получаете – то использовать уже не можете.

Соответственно, нарушением считается, если вы  публикуете у себя материалы без разрешения для коммерческого использования правообладателя. В обратную сторону это работает так же: вы можете защищать свои материалы от кражи!

Какие виды интеллектуальной собственности защищают маркетплейсы?

Как крупные торговые платформы, маркетплейсы давно взяли за правило защищать авторские права своих продавцов. Условно можно выделить 2 категории, на которое обращает внимание администрация:

  1. Фотографии, инфографики, дизайн, уникальный текст.
  2. Товарный знак, эмблема, логотип, название.

Как могут наказать селлера за кражу интеллектуальной собственности на маркетплейсах?

Здесь всё зависит от ситуации, длительности использования материалов, отношения к происходящему владельцев этих самых материалов и других аспектов. Но ни один из вариантов поставщика особо не порадует:

  • штраф от самого маркетплейса, если это предусмотрено правилами площадки (не забываем, что каждый МП устанавливает свои требования);
  • иск на сумму до 5 млн рублей и требование ответить в суде;
  • ограничение доступа к инструментам  площадки;
  • вечный бан на маркетплейсе для бренда навсегда.

И, не забываем, что помимо таких потерь подобные разбирательства с нарушением авторских прав неизбежно ведут к финансовым потерям и утрате репутации!

Законы, на которые стоит обратить внимание

  • ст. 1259 ГК РФ – регламентирует, что фотоматериалы и инфографики являются частью авторского права
  • ст. 1301 ГК РФ – ответственность за нарушение авторских прав

Как быть со спорными ситуациями?

Бывают случаи, когда однозначное воровство интеллектуальной собственности определить невозможно. Например, вам прилетает претензия об использовании чужих снимков, но вы точно знаете, что лично заказывали их у фотографа. Или кто-то обвиняет вас в копировании текста, а вы заплатили за него копирайтеру. Вероятнее всего, проблема в исполнителе, а два поставщика просто стали жертвами недобросовестного сотрудника. Но ведь это нужно доказать!

В таких спорных ситуациях маркетплейс открывает разбирательство и собирает ответы каждой стороны. Конечно, онлайн-площадка делает всё, чтобы решить вопрос мирным путём. Для таких случаев всегда стоит хранить все документы, разрешения на использование, договора с подрядчиками – в общем всё, что может подтвердить вашу непричастность нарушению авторского права.

Что делать, если воруют ваши материалы?

Здесь всё зависит от ваших целей. Если вы хотите, чтобы конкуренты просто не использовали материалы, можете написать им напрямую требование удалить тест/фото/логотив и т.д.
Если же вы хотите наказать нарушителей, то сразу пишите в поддержку маркетплейса – они обязаны отреагировать на ваш запрос и начать разбирательство с недобросовестным поставщиком.
Третий, и самый серьезный шаг – обращение в суд. Имейте ввиду, что для такого обращения важно иметь доказательства на руках!

Нарушение авторских прав на маркетплейсах Далеко не каждый понимает ответственность за нарушение авторских прав. А тем временем кража интеллектуальной собственности расценивается на законодательном уровне не менее жестко, чем воровство личных вещей. Поэтому всем предпринимателям, развивающим свой бизнес на маркетплейсах, важно знать – что можно, а что нельзя заимствовать у конкурентов. И какая ответственность может иметь место, если нарушить эти правила. … Continue reading Нарушение авторских прав на маркетплейсах
5 1 5 1
0 / 5

Your page rank:

Оставить комментарий